Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но н от того, насколько правильна технология живописи.
    Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.

ПОЖУХАНИЕ

    Пожухание - ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой.
Причина пожухания - потеря пигментами связующего. Пожуханию способствует:

    чрезмерное впитывание грунтом масляного связующего;
    пересохший грунт или имеющий макро и микротрещины;
    нанесение красок на еще не просохший нижележащий красочный слой,
    избыток в связующем воска или разбавителя;
    очень малое количество масла в красках;
    очень медленное высыхание живописи;
    отсутствие связи между маслом и пигментом.


    Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком "Ретушь", в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями.
    Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.

ПОЧЕРНЕНИЕ


    Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое.
    Почернение или пожелтение наступает:
    в связи с пастозными прописками по недостаточно просохшему красочному слою;
    при применении осмелившегося пинена;
    при избытке масла в краске;
    при чрезмерном применении масляного копалового лака;
    при недопустимом смешении красок, например: белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком красным, эолотисто-желтым "ЖХ" и др.;
    под воздействием сернистых газов и сероводорода;
    от сырости, недостатка света при высыхании красок.

    Для частичного устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными маслами № 1 или № 2, а затем лаком "Ретушь".

КРАКЕЛЮР



    Кракелюр - трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким.                   Образование кракелюра вызывают:
    не выдержанные необходимое время грунты;
    прописка по полусырому красочному слою;
    переклеенные грунты и грунты, содержащие недостаточное количество клея;
    трещины в грунте;
    чрезмерно разбавленная краска подмалевка;
    преждевременное покрытие лаком картины;
    колебания влажности и температуры воздуха;
    механические повреждения холста.

    Для ликвидации такого серьезного дефекта; каким является кракелюр, требуется работа реставратора.


ОТСЛОЕНИЕ

    Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия - сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
    Для сцепляемости краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают - делают достаточно шероховатым - и затем тщательно обрабатывают лаком "Ретушь".


МЕЛЕНИЕ КРАСОК


    Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего - масла.
    Меление красок происходит:


    при тянущем грунте;
    когда масло диффундирует в рыхлый или трещиноватый грунт;
    когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
    краски, у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким краскам относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая "ЖХ", кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.

    Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя.
Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.

ССЕДАНИЕ


    Сседание - сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
    

Причины сседания:
    краски были сильно разбавлены маслом и нанесены пастозно;
    для живописи применялось некачественное масло (например, горячего прессования),

    разбавленные краски нанесены на недостаточно просохший нижележащий живописный слой;
    колебания температуры и влажности воздуха.


ПОМУТНЕНИЕ ЖИВОПИСИ


    Помутнение живописи происходит: при потере красками связующего;
    при поглощении даммарным лаком влаги, если этим лаком была покрыта картина;
    при применении окислившегося пинена;
    при применении прогорклого" масла.

    Для устранения помутнения живопись протирают лаком "Ретушь" или уплотненными маслами № 1 или № 2.
    При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.


ПОКОРОБЛЕННОСТЬ (ДЕФОРМАЦИЯ)


    Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразных.
    Складки образуются:
    при слабой натяжке холста;
    при неправильно сделанном подрамнике;
    при неправильном или редком расположении гвоздей при натяжке холста;
    при резких изменениях температуры и влажности воздуха.

    Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника.
Для устранения покоробленное холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов).
    Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки.
Покоробленность - серьезное повреждение холста и часто требует вмешательства реставратора.

Вмятины


    Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.).
Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.

УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ С ПОВЕРХНОСТИ КАРТИН


    Речь идет не о реставрации картин с удалением загрязнений, а лишь о косметической чистке картин, не представляющих какой-либо особой художественной ценности, так как профессиональная реставрация - с удалением загрязнений - требует специальных знаний и навыков.
    Для удаления загрязнений, образовавшихся на поверхности лаковой пленки, применяют эмульсии следующих составов:


№ п/п

Вода Пинен Спирт
1 50% 50% -
2 45% 45% 10%
3 30% 60% 10%
4 30% 50% 20%


    Количество спирта в эмульсин должно регулироваться, так как повышенное содержание его в эмульсии может вызвать растворение лаковой пленки. Поэтому эмульсию следует предварительно проверить на небольшом малозаметном участке картины.
    Для удаления загрязнений применяют ватные тампоны и щетинные круглые кисти.

 

Живописные материалы

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Темперная живопись

Темперная живопись берет свое начало от фаюмских портретов, написанных восковыми энкаустическими красками. Ее развитию и распространению весьма способствовала иконопись. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров.     Как полагают ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

ПОДРАМНИКИ

    Для стабилизации холста строго в плоскости, придания ему определенной жесткости и сохранения его эластичности растянутый холст крепился на раму. В течение длительного времени подрамник был неподвижным и по существу ...

Подрамники, грунты

Листаем и читаем ...

СОСТАВ ТЕМПЕРЫ

Ченнино Ченнини, итальянский художник XV столетия, в своем известном трактате ** так описывает состав старинной яичной темперы:«Употребительны два рода темперы, один лучше другого. Первый состоит в том, что берется яичный ...

Темперная живопись

Листаем и читаем ...

Материалы в живописи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Шеллак (гумми-лак)

Гумми-лак — смола, выделяемая экзотической породой растений: Croton laciferum, Ficus religiosa и др., произрастающих в Индии, на Цейлоне и на Антильских островах. Смола отлагается растениями на молодых ветвях, в местах ...

СМОЛЫ В ЖИВОПИСИ

Листаем и читаем ...

Бистр

Бистр - материал для рисования кистью или пером. Бистр имел широкое применение до конца XVIII века и был вытеснен: тушью и сепией.Цвет бистра - коричнево-рыжеватый. Бистр делают из сажи, получаемой ...

Материалы для работы пером

Листаем и читаем ...

Полимеризованные масла

Масла подвергаются нагреванию и варке (на огне и с помощью перегретого пара) без всяких примесей. Обработанные таким образом масла носят у немцев названия «Dickol» и «Standol». Они получаются сгущением масла ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

Соус

Соус выпускается трех цветов: черный, серый и коричневый; он обладает интенсивной красящей способностью. Приготовляется соус из пигмента, часов-ярской глины, мела и препарата ...

Карандаши для рисования

Листаем и читаем ...

Даммар (Dammara)

Это название принадлежит ряду мягких смол, привозимых из Восточной Индии. Они являются продуктом выделения некоторых лиственных пород растений (сем. Diplergo carpeae). Лучшими сортами даммара считаются смолы, привозимые с Суматры и ...

СМОЛЫ В ЖИВОПИСИ

Листаем и читаем ...

Ореховое масло

Ореховое масло получается из орехов различных пород деревьев, но главным образом из лесных орехов, зерна которых содержат до 65% масла, относящегося к невысыхающим маслам. Кедровые орехи наших сибирских лесов обильны ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

Сфумато

Сфума́то (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.Леонардо применял принцип рассеяния (или сфумато). Предметы ...

Сфумато

Листаем и читаем ...

СОСТАВ ДЛЯ МАТОВОЙ ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ

СОСТАВ ДЛЯ МАТОВОЙ ЖИВОПИСИ МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ     Для получения матовой живописи масляные краски разбавляются пиненом (разбавитель № 4), но наибольшую матовость масляным краскам придает воск.      Для этого применяют ...

Материалы для масляной живописи

Листаем и читаем ...

СОСТАВ ПАСТЕЛИ

СОСТАВ ПАСТЕЛИПастель выделывается в форме карандашей, которые не имеют деревянной оправы, а обернуты лишь бумагой. Они разделяются на твердые, средние и мягкие.Приготовление пастельных карандашей не нуждается в особых приспособлениях, и ...

Материалы для пастели

Листаем и читаем ...