Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Леонардо да Винчи: гений придворного художника

В Национальной галерее в Лондоне открылась самая крупная за всю историю выставка работ Леонардо да Винчи.
На ней представлены 9 из 15 дошедших до нас живописных полотен художника, а также много рисунков и эскизов.
В их числе сразу две "Мадонны на скалах" и даже портрет "Спаситель мира", который долгое время отказывались признавать работой Леонардо.
В лондонской Национальной галерее в среду открылась выставка "Леонардо: художник миланского двора", которую организаторы называют самой большой в истории выставкой живописи Леонардо да Винчи.
Переговоры с музеями и галереями разных стран об их участии в проекте шли последние пять лет. Работы для экспозиции предоставили музеи Италии, Франции, США, России и Польши. Куратор выставки Люк Сайсон рассказывает о том, как шла работа по подготовке выставки.

 


Би-би-си: Вы помните, когда впервые задумались об организации этой выставки?
Люк Сайсон: Мы начали думать об этом пять лет назад, когда начинали планировать реставрацию картины "Мадонна в скалах", поэтому мы решили, что выставка в ознаменование этого события - это то, что надо.
Я осознал, что несмотря на то, что в прошлом проводились большие выставки работ Леонардо да Винчи - одна из них проходила в галерее Hayward, когда я был молодым - не было ни одной экспозиции, которая была бы посвящена живописи, его карьере в качестве художника.
Би-би-си: Правда? Это неожиданно.

Л.С.: Действительно, одна из идей, возникшая у меня в ходе подготовки проекта, касалась того, что каждый век изобретает своего Леонардо. В конце XX века, например, духу времени соответствовали его наука, экстраординарные и опережающие время открытия.
Для Национальной галереи было важно также существенно скорректировать мистический образ да Винчи, описанный Дэном Брауном. Будет интересно посмотреть, сможет ли наша интерпретация разбудить воображение людей.
Би-би-си: Как принималось решение о том, какие картины будут участвовать в выставке?
Л.С.: В значительной степени список был ограниченным, поскольку Леонардо да Винчи писал ничтожно мало, и еще меньше его работ сохранилось до наших дней. Было понятно, что среди этих работ есть те, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не могут быть переданы во временное пользование. Например, "Мона Лиза" никогда не покинет Париж, даже если мы захотим этого. Нельзя соскоблить "Тайную вечерю" со стен...
Би-би-си: Следующим шагом, надо полагать, были переговоры с галереями. Как они проходили?
Л.С.: Все делается по порядку. С галереями, с которыми у нас давние, установившиеся отношения, можно было сразу начинать достаточно откровенные переговоры. Поэтому мы начали с Лувра и Ватикана.
Нам очень повезло, что около трети рисунков находится в Виндзоре, а редчайшая коллекция рисунков Леонардо принадлежит британской королеве. Щедрость, с которой королевский двор одолжил нам рисунки, сделала возможной всю выставку.
Затем, когда часть экспонатов уже была предоставлена, мы обратились к Фонду князей Чарторийских относительно "Дамы с горностаем", которая должна была стать центральной, ключевой картиной, нашей будущей экспозиции. Мы не ожидали, что нам сразу же скажут "да".
Би-би-си: Получается, что первые договоренности создали ситуацию, которая облегчила вам переговоры с другими галереями?
Л.С.: Совершенно верно. Любой, кто дает произведения искусства взаймы, хочет знать, какой выгоды ему от этого ждать. Например, что нового можно будет узнать о картине, которую вы отправляете в другую галерею? Что-то, чего вы не узнаете, если она так и будет висеть у вас на стене.
Так, например, Эрмитаж дал нам на время "Мадонну Литту", понимая, что мы собрали все рисунки Леонардо и его последователей, которые когда-либо связывали с этой работой, и можно будет увидеть всех их вместе.
Би-би-си: Как происходят переговоры между галереями?

 
Две версии картины "Мадонна в скалах"


Л.С.: Честно говоря, это зависит от того, какие у нас с ними отношения. Например, наши отношения с Лувром очень неформальные. Нам уже трудно вести учет того, каким количеством экспонатов мы постоянно обмениваемся, но мы знаем, что оба музея имеют очень активную выставочную программу, и хотим поддерживать друг друга.
Что касается других институтов, как, например, Амброзиана в Милане, то их коллекции невелики. Следовательно, изъятие картины из экспозиции для них может иметь огромное значение, и им нужно было очень тщательно продумать этот шаг.
Мы предложили послать им в качестве обмена картину Боттичелли "Мистическое Рождество", так как у них уже есть одна работа Боттичелли того же периода, чтобы они смогли организовать небольшую выставку двух картин. Таким образом, мы старались сделать наши обмены серьезными и продуманными.
Би-би-си: А галереи нервничают, когда нужно отправлять картины за рубеж?

"Мадонна Литта" прибыла из Эримтажа


Л.С.: Все хотят знать, как мы регулируем климат, влажность и температуру воздуха в наших выставочных помещениях. Другие, кроме того, требуют создать микроклимат для своих произведений. Это, например, может означать, что для картины нужно будет сделать специальный ящик, в котором она и будет выставляться.
Би-би-си: В каком состоянии находятся сейчас картины да Винчи?
Л.С.: Тот факт, что его картины были написаны, по большей части, на досках из грецкого ореха, а не на досках из тополя, является важным фактором, так как делает их более мобильными, чем картины, написанные в тот же период на других сортах дерева.
Грецкий орех обладает лучшей структурой древесины. Она более зернистая, и это делает менее вероятным, что ее могут попортить личинки древоточца, так что в целом картины находятся в неплохом состоянии.
Не совсем понятно, почему Леонардо выбрал орех, хотя он в свое время пытался обосновать свой выбор. Однако картины флорентийского периода, в том числе Мона Лиза, написаны на тополиных досках. Может быть, просто потому, что тополь был доступней.
Би-би-си: Какой картиной вы гордитесь больше всего?
Л.С.: Думаю, шанс увидеть две версии "Мадонны в скалах" впервые в истории – большая удача. Особенно потому, что это почти наверняка никогда не повторится. Я стараюсь не думать об этом.
Би-би-си: Есть ли картина, которую вам очень хотелось получить, но вы не смогли этого сделать?
Л.С.: Это, возможно, было бы нетактичным, но я все равно собираюсь об этом сказать.
Я очень опечален тем, что [не смог получить] невероятный рисунок, который находится в Турине. Это голова молодой женщины. Обычно считается, что это эскиз для ангела в луврской версии "Мадонны в скалах". Некоторые, однако, полагают, что это - портрет Чечилии Галлерани. Было бы замечательно, если бы удалось выставить в Лондоне и "Мадонну в скалах" и Чечилию.
Но в Турине проводится выставка рисунков Леонардо из собственной коллекции Туринской галереи. Это было давно запланировано, так что изменить ничего нельзя.
________________________________________
Выставка "Леонардо: художник миланского двора" представлена в лондонской Национальной галерее с 9 ноября до 5 февраля 2012 года. Интервью у куратора выставки Люка Сайсона взял корреспондент Би-би-си по вопросам искусства Марк Сэвидж.

Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Крещении - Battesimo di Cristo (1475)

News image

  От эпохи 70-х годов сохранилось несколько работ Леонардо, одна из них фигура переднего ангела в „Крещении" Верроккио в Уффици.   Леонардо выступает еще не вполне сложившимся мастером, только нащупывающим пути самостоятельного развития. В фигуре ангела он дает образцовый, несколько суховатый этюд драпировки и пытается оживить застывшее лицо;...

1475 год

Смотрим ...

Долина Арно

News image

Вид долины Арно, 1473г (Landscape Drawing for Santa Maria della Neve on 5th August ...

1473 год

Смотрим ...

Duodecendron elevatus vacuus

News image

Duodecendron elevatus vacuus

неопределено

Смотрим ...

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

Благовещении - L'Annunciazione (1472-147

News image

 Местоположение - Лувр  в „Благовещении" он изображает изящные, овеянные совершенно не свойственным ему позднее лиризмом фигуры на фоне интимного кватрочентистского пейзажа;       ...

1472 год

Смотрим ...

«Профиль античного воина»

News image

«Профиль античного воина», (1472 - 1475)Profile of a Warrior in Helmet, ...

1475 год

Смотрим ...

КОННАЯ СТАТУЯ

News image

 КОННАЯ СТАТУЯ Leonardo da VinciПервой крупной миланской работой Леонардо, из-за которой он, вероятно, и был призван в Милан, явилась конная статуя Франческо Сфорца — отца Лодовико Моро. Этот „великий колосс" (gran colosso) был призван увековечить дом Сфорца и прославить его на весь мир. С ...

1483 год

Смотрим ...

Набросок к "Коню"

News image

Всадник, поднявший коня на дыбы, и поверженный воин. Набросок к "Коню", ...

1490 год

Смотрим ...

„Мадонна Бенуа"

News image

Мадонна с цветком, Мадонна Бенуа, Мадонна с ребенком, Madonna Benois - 1478 - 1480, 48х31,5 смМасло, перенесенное с доски на холстЭрмитаж, Санкт-Петербург, Россия   Осенью 1478 года он записывает в одной из своих записных книжек, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к ...

1478 год

Смотрим ...