Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Величие и трагизм ч.3

В своих заметках  Леонардо  перечислил несколько жестов,  которые казались ему подходящими для картины,  — некоторые из этих жестов он сохранил, другие отбросил. «Тот, кто только что пил, поставил стакан на стол и повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал  пальцы  рук  и  с   нахмуренным   видом  повернулся  к  своему соседу (зачеркнуто). Третий протянул руки и раскрыл ладони, голова его втянута в  плечи,   на устах удивление   (святой Андрей).  Еще один что-то говорит в самое ухо соседу, а тот повернулся к нему с живым интересом, в руках у него нож (святой Петр)... а еще один, который тоже держит нож, повернулся и ставит на стол стакан». Последний жест был сохранен, но несколько видоизменен и отнесен к Иуде, который сжимает в руке не  нож,   а  кошелек  с  деньгами  и   вместо  стакана  ставит  на  стол соль, согласно суевериям,  считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла.

Лица   па   картине,   за   исключением   лица   Христа,   по   слухам, были списаны   с   обычных   людей,    которых   Леонардо   встречал   в   Милане и окрестностях.  Для  Господа он,  по-видимому,  нашел двоих натурщиков как сказано в его заметках:  «Христос: граф Джованни, который служил при дворе   кардинала де   Мортаро...  Алессандро  Кариссимо из  Пармы для рук Христа». В конце концов Христос становится как бы обобщением: глубоко трогательная,  соотнесенная с вечностью фигура,  вечностью, которую   Леонардо   обозначил   с   помощью   спускающейся   с   левого плеча Христа мантии холодного голубого цвета — цвета отстраненности. А вот чтобы   нарисовать   Иуду,   Леонардо   потратил   много   времени,   посещая притоны, куда заглядывали миланские преступники, так что приор Санта Мария делле  Грацие  пожаловался Сфорца на его «лень». Леонардо отвечал,   что у  пего  возникли  трудности  —  он  ищет лицо  Иуды,  но что если время поджимает, то он может воспользоваться лицом приора, которое очень  подходит для  этого.
Обвинить Леонардо в медлительности мог только человек, который совершенно ничего не смыслил в работе гения. Леонардо написал свое великое творение за три года (даже меньше), и весь этот срок картина не выходила у него из головы. Итальянский писатель Маттео Банделло который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал Леонардо за работой, описывает его так: «Он часто приходил в монастырь на рассвете... Торопливо взобравшись на леса, он прилежно трудился  до тех пор, пока наступившие сумерки не заставляли его остановиться; при этом он совершенно не думал о еде — так был поглощен работой. Иногда Леонардо оставался здесь дня на три-четыре, не притрагиваясь к картине, только заходил и по несколько часов стоял перед ней, скрестив руки и глядя на свои фигуры так, будто критиковал самого себя. В полдень, когда стоящее в зените солнце делало улицы Милана безлюдны, я видел, как он торопился из дворца, где он работал над своей колоссальной статуей,  не  ища тени,  самой короткой дорогой,  в монастырь,  чтобы добавить мазок-другой своей картине, после чего немедленно возвращался».
Моделями апостолов послужили живущие рядом люди,  и Леонардо окружил  их  предметами  повседневного  быта,   совершенно  не  заботясь о какой-либо  архаике.   Он  рисовал на  более  узкой стене  трапезной монастыря.  Напротив,  на возвышении,  стоял стол настоятеля.  Между ним и живописью   по   всей   длине   комнаты   располагались   столы   монахов. На картине   и  скатерть,   и  ножи,   и  вилки,   и  посуда  такие   же,   какими они пользовались.  Леонардо  подводил  их к  мысли  о том,  что здесь, в этом самом   месте,   Христос   присутствует  как  духовный  настоятель  и ест туже  пищу,  которую  едят они,   Впечатление  от работы,  которая была завершена в 1498 году,   было потрясающим: происходило смешение реальности и иллюзии,  комната становилась как  бы продолжением живописи.
Из двух  проблем,  с  которыми  веками  сталкивались  авторы  «Тайной вечери»,   проблему  выделения   Иуды   Леонардо  разрешил  с  наибольшей легкостью.   Он   поместил   Иуду   с   той   же   стороны   стола,   что и всех остальных,  однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо более сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный,  Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая   печать   вины   и   одиночества.   Другие   апостолы, вопрошающие, протестующие, отрицающие, все еще не знают, кто из них предатель, - зритель  узнает  это сразу.
В расположении фигур, которые в полтора раза больше естественных, Леонардо использовал свои математические познания. В центре — Христос, с руками, разведенными в стороны и лежащими на столе, - зрительно вписывается в треугольник; воображаемая центральная точка - как раз за Его головой, а над ней свет, льющийся из главного окна, увеличенного арочным фронтоном, аналогом нимба. Двенадцать апостолов разбиты на две группы, по шесть; вместе с Христом они составляют композицию из трех групп. Однако группы апостолов разбиты еще и на подгруппы:  их четыре  —  по трое в каждой. Традиционная   интерпретация   картины   такова:   Христос   только что произнес слова «Один из вас предаст Меня». Леонардо запечатлел это напряженное мгновение навеки. Апостолы реагируют на слова Христа удивительно разнообразными позами и жестами, являя тем свое душевное состояние, — или, как иногда неудачно переводят, «состояние умов».
Кроме трагизма драматического мгновения, Леонардо имел в виду, очевидно, и другое, более глубокое значение происходящего. Одно из этих значений связано с главным действием Христа во время Тайной вечери — утверждением Святого причастия: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб... дал им и сказал; примите, ядите; сие есть Тело мое. И взяв чашу... сказал им: сие есть Кровь Моя...» Его жест предполагает полную покорность окружающих Его Божественной воле, так что и предательство, и распятие воспринимаются как предопределенные. Математик Лука Пачоли, друг Леонардо, наблюдавший завершение картины, писал о ней что это «символ непреходящей мечты человека о спасении».
Скажем еще об одном, техническом аспекте, который свидетельствует о гении Леонардо, если мы нуждаемся в таком свидетельстве. Стена, с которой художнику пришлось иметь дело, представляла для него значительные  трудности: площадь ее составляла приблизительно 4 на 9 метров, что требовало большого мастерства при создании фона: Андреа дель Кастаньо, столкнувшись с примерно теми же проблемами, решил справа нарисовать фон,  а затем фигуры, в результате чего его персонажи представлены сидящими в монотонном ряду, как пассажиры в метро. Леонардо же   сперва   нарисовал   фигуры,   а  потом   —  задний  план,   благодаря чему ограничения,  связанные с высотой стены,  были сняты: пространство кажется обширным и почти воздушным, а вся картина по праву считается шедевром линейной перспективы.
Как  и предполагалось по замыслу, «Тайная вечеря» получилась такой, что ее не с чем было сравнивать. Леонардо работал не в технике афреско, а темперой,  используя  все  богатство цвета,   которое она предоставляет. Ему предстояло  рисовать   на  каменной  стене,   и  он  счел необходимым сперва покрыть ее специальным составом, который укрепит грунт и защитит картину от сырости. Он сделал состав из смолы и мастики - и этим положил начало одной из величайших трагедий в истории искусства. Трапезная Санта Мария делле Грацие была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца: строители заполнили внутристенные пространства удерживающим   сырость   щебнем,   но   кислоты   и   соли   со   временем   начали проступать на извести и на старом кирпиче. К тому же монастырь располагался   в  низине   —   Гёте   заметил,   что  в   1800  году  после  сильного ливня  в  комнате  стояла  вода,   затопившая  ее  примерно  на полметра, и предположил, что известное по хроникам сильное наводнение 1500 года, случившееся вскоре после завершения картины, послужило причиной того же,  если  не  большего,   потопа.  Сырость  и разъедающие выделения из стен неумолимо делали свою работу: краски начали отслаиваться. В 1556 году картину  обследовал  Вазари.  Он записал:  «Ничего не видно, кроме грязных пятен».  Столетие  спустя появилась запись,  что на стене почти невозможно разглядеть нарисованное,  кроме отдельных деталей.
В XVII и XVIII веках «Тайная вечеря» реставрировалась множество раз совершенно неквалифицированными художниками. Сэр Кеннет Кларк указывал на некоторые из прискорбных последствий такой реставрации: «На картине (какой она представлена в наши дни) святой Петр, со своим по-крестьянски низким лбом, — одна из фигур, сильнее всего нарушающих гармонию композиции; однако ранние копии показывают, что его голова в оригинале была наклонена назад и прорисована по законам линейной перспективы. Реставратор был бессилен преодолеть трудности этого фрагмента...» О святом Андрее было известно, что в оригинале его голова повернута на три четверти, реставратор же «превратил достойного старого человека в лицемерную обезьяну, бросающую всем вызов». Голова святого Иакова Младшего вообще творение не Леонардо, она написана рукой неизвестного художника.
Контуры основных фигур все же существовали. Между 1946 и 1954 годами  картина  вновь  была  отреставрирована  Мауро  Пелличиоли, мастером  своего дела,   и то,   что  различимо теперь,  как сквозь стекло, замутненное   годами   и   покрытое   паутиной,   имеет  некоторое  сходство с оригинальным творением Леонардо. Ныне трапезная пуста, настоятель и монахи давно покинули монастырь. Поблизости расположен киоск с буклетами и экскурсионное бюро, в зале два фотографа показывают снимки, говорящие о том,  какой ущерб во время второй мировой войны нанесла помещению  бомба,   упавшая  всего  в  нескольких  метрах  от  заложенной мешками  с  песком  «Тайной  вечери».   Воздух спокоен  и  прохладен - и полон   такого   невыразимого   одиночества,   что   каждый   непроизвольно вспомнит здесь о друге или о близком человеке, который умер или уехал далеко и навсегда.  И каждый почувствует,  как на его глазах выступают слезы.
 

Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Благовещении - L'Annunciazione (1472-147

News image

 Местоположение - Лувр  в „Благовещении" он изображает изящные, овеянные совершенно не свойственным ему позднее лиризмом фигуры на фоне интимного кватрочентистского пейзажа;       ...

1472 год

Смотрим ...

«Профиль античного воина»

News image

«Профиль античного воина», (1472 - 1475)Profile of a Warrior in Helmet, ...

1475 год

Смотрим ...

Святой Иероним (San Gerolamo)

News image

Святой Иероним (San Gerolamo) 1480-1482, деревo,масло, 103x75cм, Рим (Pinacoteca Vaticana)"Этим же рационализмом веет от исполненного около 1481 года и, как всегда, оставшегося незаконченным „Св. Иеронима" (Ватиканская пинакотека), в котором Леонардо дает изображение не столько охваченного религиозным экстазом святого, сколько сложный анатомический этюд „к случаю", в котором главный интерес мастера сосредоточен ...

1480 год

Смотрим ...

Мона Лиза (Джиоконда - Джоконда)

News image

Леонардо да Винчи 1452-1519   Мона Лиза (1479) также известная как Джиоконда 1503-1506г, Деревянная панель - H 0.77 м.; W 0.53 м.  Лувр. Париж      Leonardo di ser Piero da Vinci, Leonardo da Vinci1452-1519The Mona Lisa (1479 - d. before 1550) also known as La Gioconda1503-1506Wood panelH 0.77 m; W ...

1503 год

Смотрим ...

Лилия, набросок

News image

Лилия, набросок (1480-1485 гг)[Lily, study]

1480 год

Смотрим ...

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

Эскиз женских рук

News image

 Эскиз женских рук. 1474г. 

1474 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов

News image

Стремление Леонардо примирить противоборствующие силы в самом себе проступает в бесчисленных этюдах и незаконченных прорисовках первой большой работы «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась  для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Монахи скорей всего сожалели о своем заказе, поскольку Леонардо так и не закончил картину, ...

1481 год

Смотрим ...

„Мадонна Бенуа"

News image

Мадонна с цветком, Мадонна Бенуа, Мадонна с ребенком, Madonna Benois - 1478 - 1480, 48х31,5 смМасло, перенесенное с доски на холстЭрмитаж, Санкт-Петербург, Россия   Осенью 1478 года он записывает в одной из своих записных книжек, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к ...

1478 год

Смотрим ...

Из мира познавательного