Не все краски, как то было замечено впервые Петтенкофером, требуют одинакового количества масла. Мало того, одни и те же краски при различных условиях берут различное количество масла; так, порошок краски, лишенный следов влажности, требует меньшего количества масла, тогда как та же краска, содержащая воду, берет значительно большее количество масла.
Вопрос маслоемкости красок, т. е. количественного взаимоотношения между маслом и веществом смешиваемой с ним краски, является вопросом первостепенной важности для производства масляных красок, так как избыток масла в красках, равно как недостаток его в них, дурно отражается на живописи.
Изучение вопроса маслоемкости красок указывает на ряд факторов, обусловливающих ее. Вот перечень их:
1) Удельный вес краски. Чем тяжелее краска, тем меньшее количество она берет масла. Правило это, однако, не лишено исключений. Так, киноварь тяжелее цинковых белил, но она берет почти двойное количество масла против свинцовых белил.
2) Строение зерен краски. Краски одного и того же химического состава, как, например, желтые охры, киноварь различного происхождения, берут различное количество масла.
3) Состояние краски по отношению к влажности. Чем суше краска, тем меньше она берет масла. Вот почему краски перед растиранием их с маслом должны быть хорошо высушенными, для чего следует прибегать и к искусственной сушке их.
4) Способность легко смачиваться маслом. Чем легче краска смачивается маслом, тем меньше она его берет и тем легче ее приготовить с этим связующим веществом. К медленно смачивающимся краскам относятся: цинковые белила, ультрамарин, изумрудная зелень.
5) Температура воздуха в помещении, где трутся краски с маслом. Летом масло становится более жидким и берет большее количество красок, чем зимой.
6) Содержание в масле свободных жирных кислот. Окислившиеся масла легче смачивают вещество краски и потому их идет в краску меньше, нежели нейтрального масла.
7) Присутствие воска в масле, введенного в него нагреванием масла. Чем больше воска введено этим способом в масло, тем большее количество в краски вводится и масла.
8) Растирание краски с маслом под давлением уменьшает, по Чорчу, количество потребного масла.
Чтобы иметь некоторое представление о том, какое количество масла необходимо для превращения красок в масляную краску, ниже приводятся цифровые данные.
По шкале английской фирмы Винзор и Ньютон на 100 весовых частей:
Свинцовых белил
| требуется
| 15
| весовых частей масла |
Цинковых белил | требуется | 23 | весовых частей масла |
Киновари | требуется | 23 | весовых частей масла |
Ультрамарина | требуется | 43 | весовых частей масла |
Ауреолина | требуется | 49 | весовых частей масла |
Жжёной зелёной земли
| требуется | 52 | весовых частей масла |
Крап-лака (краплака)
| требуется | 54 | весовых частей масла |
Жёлтого хрома
| требуется | 55 | весовых частей масла |
Светлой охры
| требуется | 63 | весовых частей масла |
Желтого кадмия | требуется | 67 | весовых частей масла |
Английской красной | требуется | 70 | весовых частей масла |
Парижской лазури | требуется | 78 | весовых частей масла |
Зелёной земли
| требуется | 87 | весовых частей масла |
Жжёной умбры
| требуется | 87 | весовых частей масла |
Синего кобальта
| требуется | 90 | весовых частей масла |
Коричнего крапа
| требуется | 93 | весовых частей масла |
Сырой умбры
| требуется | 95 | весовых частей масла |
Слоновой кости
| требуется | 112 | весовых частей масла |
Асфальта
| требуется | 127 | весовых частей масла |
Жженой сиены | требуется | 150 | весовых частей масла |
Сырой сиены | требуется | 240 | весовых частей масла |
Приводимые здесь цифры количественных отношений между веществом краски и его связующим лишь приблизительные. Во всяком случае необходимо быть осторожным при дозировке масла, вводимого в краски, так как излишек или недостаток его в красках дурно отражаются на прочности живописи. При недостатке масла краска лишена блеска и может быть стерта по высыхании, избыток же масла в красках и жирное письмо с ними вызывают сморщивание пленки масла на поверхности живописи и, кроме того, пожелтение ее, независимо от рода примененного в дело масла.