Скульптор, создавая бюст, старается правильно передать формы лица, в противном случае он не получит сходства; ту же задачу преследует и фотограф. Формы и контуры лица выделяются благодаря комбинации сильных светов, полутонов и теней, и поэтому, если изменить соотношения между ними, правильность передачи пострадает.
Поза снимающегося и характер освещения при съемке, правильная выдержка и проявление пластинки или пленки являются существенными факторами в передаче моделирования портрета.
Если выдержка неправильная, то градация светов и теней будет нарушена. То же явление будет иметь место, если негатив недопроявлен или перепроявлен. Но если соблюдены правильные условия экспозиции и проявления, то ретушер получит для работы негатив, на котором контуры и черты лица правильно переданы гармоническим соотношением светов, полутонов и теней.
Ретушируя негатив, нужно быть очень осторожным, чтобы не уничтожить характерных особенностей портрета. Удаление пятен и недостатков, а также только что описанное выше выравнивание не изменяют сходства портрета, если они выполнены тщательно и не утрированно. Если же ретушер начинает осветлять тени и подчеркивать сильные света без достаточной осторожности, он, безусловно, изменит характерные особенности в чертах лица и тем самым нарушит сходство.
Можно получить ясное представление о том, что такое моделирование и как оно достигается посредством градаций света и тени, если представить себе белый шар с электрическою лампочкой внутри. Когда электрическая лампочка горит и шар равномерно освещен во всех своих частях, нет возможности воспринять форму шара. Если же наблюдать тот же шар при иных условиях освещения, например, когда свет падает на него из окна сбоку, то сторона, обращенная к окну, будет ярко освещена. Яркость освещения постепенно будет уменьшаться, и через непрерывный ряд полутонов мы перейдем к тени — на той стороне шара, которая удалена от окна.
Света, полутона и тени на белом шаре ясно подчеркивают его сферическую форму, и правильно экспонированный и проявленный негатив, заснятый с шара при таких условиях освещения, дал бы совокупность разнообразных тонов.