После того как станок и карандаш готовы, остается только наложить ретушовочный состав на негатив и приступить к работе.
При наложении лака на эмульсию необходимо избегать прежде всего слишком его густой консистенции, так как в этом случае пленка получится очень липкой и может служить скорее для ловли мух, чем для ретуши. Указательный палец правой руки должен быть обтянут кусочком мягкой ткани, например, старым хорошо выстиранным носовым платком. Бутылка с составом опрокидывается так, чтобы он попал на пробку, после чего пробку вынимают, и состав, оставшийся на ней, накладывают на материю, которой обтянут конец пальца. После этого состав втирается в ту часть негатива, которая должна быть ретуширована. Втирание производиться с легким нажимом, кругообразными движениями. Состав накладывается на те части, которые подлежат ретуши, причем края должны быть сглажены так, чтобы места, куда накладывается состав, не имели резких границ,—границы лакировки легко обнаружатся на копии. Во время втирания состава негатив должен находиться на ровной поверхности, а если негатив стеклянный, надо работать осторожно, чтобы не раздавить стекло.
Не следует накладывать слишком толстого слоя; втирать состав надо постепенно и осторожно, причем брать его надо в очень небольшом количестве.
Как правило, карандаш должен при ретуши иметь длинный и острый конец, однако, для усиления сильных светов можно пользоваться более толстым острием.
Некоторые ретушеры усиливают сильные света на всех предметах, где это только возможно, и вследствие этого фигура на снимке теряется в целом ряде ярких предметов. Получается нечто, подобное аккомпанементу неопытного пианиста, заглушающего голос певца.
Неудачную ретушь можно даление удалить посредством тряпочки, ретуши слегка смоченной в чистом скипидаре, после чего негатив снова подготавливается для повторной ретуши. Нет необходимости всю ретушь делать заново, если только часть работы неудовлетворительна.