Очень искусный ретушер может делать чрезвычайно большие изменения в лице, например, закрыть рот (который слишком широко открыт) или выправить глаза, которые несколько скошены или же таких, которые получились почти закрытыми во время съемки. Такие приемы требуют большого мастерства от ретушера и могут применяться лишь после овладения техникой ретуши.
Сравнительно небольшая ретушь, обычно требуемая для портрета, сделанного при правильном освещении и экспозиции, не трудна, и каждый, кто обладает хотя бы небольшими навыками в черчении или рисовании, наряду с хорошим зрением, может добиться удовлетворительных результатов в сравнительно короткий срок.
Если удалить на негативе хотя бы только самые грубые дефекты и смягчить слишком резко выраженные линии, то этот негатив окажется значительно лучшим и даст более приятный снимок, чем если бы его совсем не ретушировать. К работе профессионалов-фотографов предъявляются, однако, гораздо большие требования: все лицо полностью перерабатывается так, что никаких резких линий или глубоких теней не остается. Искусный ретушер может делать это без искажения сходства. Обычно публика требует большей ретуши портретов, но никогда не следует утрировать ее за счет потери специфического характера и выражения лица.
Опытный ретушер сделает больше несколькими приемами карандаша, чем неопытный в течение часа, так как ретушь является отраслью фотографии, в которой опыт и вкус имеют большое значение.
Начинающий ретушер должен прежде всего хорошо ознакомиться с видом негатива и усвоить соотношения между темными и светлыми участками на негативе и отпечатке. Когда мы говорим о сильных светах на негативе, мы имеем в виду самые плотные части его, которые в копии получаются наиболее светлыми; тени на негативе являются более или менее прозрачными частями его, через которые свет сильнее действует на фотобумагу, благодаря чему эти части получаются на копии темными. Не представляет большой трудности отличить тени, вызванные недостатками, как, например, веснушки и т. д., от теней, которые являются необходимой частью в моделировании лица. Для получения выразительности и для определения черт лица необходимо известное количество тени. Небольшая работа с несколькими негативами даст возможность начинающему различить тени, которые ретушером удаляются, от тех, которые должны быть оставлены.