Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

''Дама с горностаем'' как политическая сенсация

 

"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи

В Лувре.
- Улыбка Моны Лизы напоминает мне выражение моей жены, когда она думает, что я вру.

 

 

Из-за "Дамы с горностаем" Леонардо да Винчи соперничали генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк и рейхсмаршал Герман Геринг. Сегодня картина выставляется в Берлине на экспозиции "Лица Ренессанса".

 

Выставку итальянского портретного искусства XV века под названием "Лица Ренессанса" ("Gesichter der Renaissance"), проходящую в Берлине c 25 августа по 20 ноября 2011 года, в немецкой прессе называют не иначе как "культурным событием года" и "берлинским супер-шоу". Чтобы показать, что эти эпитеты - не преувеличение, достаточно упомянуть следующие факты.

Выставку подготовил берлинский Музей Боде (Bode-Museum), совместно с нью-йоркским Metropolitan Museum of Art. Впервые в одной экспозиции удалось собрать около 150 портретов эпохи Кватроченто, как еще называют ранний период итальянского Возрождения. Полотна прибыли в немецкую столицу почти из 50 разных музеев, среди которых музеи Бостона, Лондона, Парижа, Мадрида, Флоренции. Сами за себя говорят и имена художников: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Андреа Мантенья, Джентиле Беллини, Филиппо Липпи, Антонелло да Мессина, Антонио Пизанелло…

Кватроченто и историческая сенсация

При таком обилии известных имен и полотен невозможно выбрать по какому-нибудь признаку самый выдающийся портрет. Тем не менее, одну картину в немецкой прессе выделяют особенно. Это "Дама с горностаем", которую Леонардо да Винчи написал в 1489-1490 годах для герцога Милана Лодовико Сфорца. На ней изображена любовница герцога Чечилия Галлерани.

 Музей Боде в Берлине

Для концепции экспозиции "Дама с горностаем" имеет немаловажное значение. "Портрет синтезирует достижения XV века и открывает портретное искусство для крупных событий XVI века, - пояснил куратор выставки Штефан Веппельман (Stefan Weppelmann) в интервью радиостанции Deutschlandradio. По его словам, до сих пор не представлялось возможным показать этот портрет, созданный при дворе Сфорца, вместе с другими произведениями искусства, которые были сотворены в тот же период в Милане.

Помимо своего культурно-исторического значения "Дама с горностаем" интересна той ролью, которую она в свое время сыграла в отношениях между Польшей и Германией. На нее немецкая пресса обращает особое внимание. Издание Frankfurter Rundschau, в частности, отмечает, что появление полотна на экспозиции в Берлине является не только эстетической, но также исторической и даже политической сенсацией.

Семейная реликвия и национальное достояние

"Дама с горностаем" из Музея Чарторыйских в Кракове считается самым ценным произведением искусства, принадлежащим Польше. Точнее, владельцем картины является Адам Кароль Чарторыйский (в другой транскрипции Чарторыжский), глава польской княжеской династии. Его предок князь Адам Ежи Чарторыйский приобрел картину в 1800 году в подарок матери, Изабелле Чарторыйской.

Адам Ежи Чарторыйский был известным польским и российским политическим деятелем. В 1804-1806 годах он занимал пост министра иностранных дел России, а в 1830 году принял участие в польском восстании, направленном против власти Российской империи. Восстание было подавлено, а Чарторыйские бежали в Париж, захватив с собой и собрание художественных ценностей.

В конце XIX века "Дама с горностаем" снова вернулась в Польшу, где в период социализма она находилась в собственности государства. В 1991 году права на картину, как и на другие принадлежащие семье ценности, были возвращены Чарторыйским.

Знак примирения

 

В 1939 году, после нападения Германии на Польшу, "Дама с горностаем", вместе с двумя другими ценными картинами из собрания Чарторыйских, попала в руки Ганса Франка (Hans Frank), генерал-губернатора оккупированной Польши. Вскоре оказалось, что завладеть картиной стремился еще один любитель высокого искусства в нацистской Германии - Герман Геринг (Hermann Göring).

Из-за их соперничества "Дама с горностаем" несколько раз переезжала из Кракова в Берлин и обратно. В конце концов, верх одержал Ганс Франк, и портрет Чечилии Галлерани остался в Кракове. Когда в мае 1945 года бежавший из Польши в Германию Ганс Франк был задержан американскими военными, среди его имущества была найдена и "Дама с горностаем". Ганса Франка казнили по решению Нюрнбергского трибунала. А полотно Леонардо было передано Польше, дальнейшая его судьба уже была описана выше.

Но вернемся к выставке "Лица Ренессанса". Сенсационность появления "Дамы с горностаем" в Берлине заключается, пожалуй, именно в отсутствии всякой сенсации. На переговорах о предоставлении картины для берлинской экспозиции былые разногласия в германо-польских отношениях, возникавшие по поводу нее, не играли никакой роли.

Именно в этом, считает газета Frankfurter Rundschau, и заключается ценность экспоната. А его передачу во временное пользование берлинскому музею Польшей, таков вывод газеты, следует трактовать как молчаливый жест примирения.

Автор: Ольга Солонарь

Редактор: Виктория Зарянка

 

Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Реставрация "Тайной вечери"

News image

Сохранение шедевра Леонардо всегда считалось одной из самых трудных задач, с которой когда-либо сталкивались специалисты по реставрации. "Тайную вечерю" переписывали, реставрировали и бросали на произвол судьбы несчетное количество раз. В 1901 году Габриэль Д'Аннунцио написал, казалось, последнюю эпитафию картине - свою знаменитую "Оду на смерть шедевра". "О поэты, его больше ...

1495 год

Смотрим ...

Благовещении - L'Annunciazione (1472-147

News image

 Местоположение - Лувр  в „Благовещении" он изображает изящные, овеянные совершенно не свойственным ему позднее лиризмом фигуры на фоне интимного кватрочентистского пейзажа;       ...

1472 год

Смотрим ...

Мадонна Литта

News image

Мадонна ЛиттаMadonna Litta1478-1482Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной ...

1478 год

Смотрим ...

Гротескная голова, эскиз

News image

Гротескная голова, эскиз. Датировка около 1500 - 1505 гг.Прекрасный эскиз головы с "неправильными чертами и пропорциями лица". Grotesque Head, study...

1503 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов

News image

Стремление Леонардо примирить противоборствующие силы в самом себе проступает в бесчисленных этюдах и незаконченных прорисовках первой большой работы «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась  для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Монахи скорей всего сожалели о своем заказе, поскольку Леонардо так и не закончил картину, ...

1481 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов - описание Лазарева

News image

 Adorazione dei Magi [Adoration of the Magi] «Поклонение волхвов»(1481-1482)В 1480 году он заключает с монахами монастыря San Donato a Scopeto договор на алтарный образ „Поклонения волхвов". Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась неоконченной. Она дошла до нас в виде коричневого подмалевка и хранится в настоящее время в Уффици ...

1481 год

Смотрим ...

Эксцентриковое и круговое маховое колесо

News image

Эксцентриковое и круговое маховое колесоEccentric and Circular Flywheels, ...

неопределено

Смотрим ...

Карикатурные наброски человеческих лиц

News image

 Карикатурные наброски человеческих лиц. Эскизы и наброски Леонардо да Винчи.  Датируются около 1490 года.Five Caricature Heads, study   ...

1490 год

Смотрим ...

Артиллерийский двор

News image

Артиллерийский двор, 1487г. 

1487 год

Смотрим ...