Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Индекс материала
„Воспоминание детства" часть 4.0
Чачть 4.1
Все страницы
Вазари упоминает о первых художественных опытах Леонардо, „головках смеющихся женщин". Его слова не вызывают сомнений, потому что не имеют цели что-то доказать. Вот они: ,,Еше в юности он вылепил из глины несколько смеющихся женских головок, которые потом были во множестве отлиты из гипса, и несколько детских головок так искусно, что можно было подумать, работал великий мастер..."
Итак, его художественные упражнения начались с разработки двух сюжетов, которые должны нам напомнить два сексуальных объекта, обнаруженные нами при анализе фантазии о коршуне. Если прелестные детские головки были повторением его самого, то улыбающиеся женщины были не чем иным, как повторением Катерины, его матери. В таком случае мы вправе предположить, что у его матери была загадочная улыбка, которая затем забылась, но приковала его, когда он увидел ее вновь у флорентийской дамы.
По времени создания к монне Лизе ближе всех стоит картина, известная как „Святая Анна втроем" (,,Мадонна в гроте"), т. е. Святая Анна с Марией и Младенцем Христом. Здесь, ,,леонардовская" улыбка отчетливо выражена на обоих женских лицах. Нам неизвестно, раньше или позже, чем портрет монны Лизы, Леонардо начал писать эту картину. Так как обе работы затянулись на годы, следует, очевидно, предположить, что художник занимался ими одновременно. Согласно нашей концепции, углубление в черты лица Лизы побудило Леонардо создать композицию со Святой Анной. Ибо, если улыбка Джоконды пробудила в нем воспоминание о матери, понятно, что она прежде всего подтолкнула его к созданию образов, прославляющих материнство, и заставила вернуть именно образу матери увиденную им у знатной дамы улыбку. Поэтому перенесем наш интерес с портрета монны Лизы на другую, не менее прекрасную, быть может, картину, находящуюся также в Лувре.
Святая Анна с дочерью и внуком — сюжет, редко встречающийся в итальянской живописи. Изображение Леонардо, во всяком случае, очень отличается от всех до сих пор известных. Муттер говорит: „Некоторые художники, как Ганс Фрис, Гольбейн-старший и Джироламо да Либри, изображали Анну, сидящую рядом с Марией, и ребенка, стоящего между ними. Другие, как Якоб Корнелиз в своей берлинской картине, изображали в буквальном смысле слова „Святую Анну втроем", т. е. представляли ее держащей маленькую Марию с еще меньшей фигуркой Христа на руках. У Леонардо Мария сидит на коленях своей матери, наклонившись вперед и протянув обе руки к мальчику, играющему с ягненком. Бабушка, подбоченясь одной рукой, со счастливой улыбкой смотрит вниз на обоих. Композиция, конечно, не совсем естественная. На губах обеих женщин играет, без сомнения, та же улыбка, что и на портрете монны Лизы, но она утратила свой холодный и загадочный характер и выражает сердечность и тихую радость.
При углублении в эту картину зритель начинает понимать, что ее мог написать только Леонардо, точно так же как только у него могла родиться фантазия о коршуне. В этой картине заключается итог истории его детства: детали этой картины могут быть объяснены личными переживаниями Леонардо. В доме своего отца он нашел не только добрую мачеху донну Альбьеру, но и бабушку, мать своего отца, монну Лючию, которая, надо думать, была с ним не менее нежна, чем обычно бывают бабушки. Это обстоятельство могло бы направить его мысль на представление о детстве, опекаемом матерью и бабушкой. Другая удивительная черта картины приобретает еще большее значение. Святая Анна, мать Марии и бабушка Младенца, которая должна была быть в преклонном возрасте, изображена здесь, хотя и несколько старше и серьезнее Девы Марии, но еще молодой женщиной с неувядшей красотой. Леонардо на самом деле дал мальчику двух матерей: одну, простирающую к нему руки, и другую, находящуюся на заднем плане, и обеих он изобразил со светлой улыбкой материнского счастья. Эта особенность картины не преминула возбудить удивление критиков. Муттер, например, полагает, что Леонардо не решился изобразить морщины и прочие приметы старости и потому сделал Анну цветущей и красивой. Можно ли признать удовлетворительным это объяснение? Другие авторы вообще отрицают, что мать и дочь находятся в одном возрасте. Но объяснение Муттера вполне достаточно, чтобы подтвердить, что картина действительно оставляет впечатление молодости Святой Анны и это мнение не является предвзятым.
Детство Леонардо было так же удивительно, как эта картина. У него было две матери, первая — его настоящая, Катерина, у которой он был отнят в возрасте между тремя и пятью годами, и молодая, нежная мачеха, жена его отца, донна Альбьера. Из сопоставления этого факта его детства с предыдущими и соединения их у него сложилась композиция картины „Святая Анна втроем". Материнская фигура, более удаленная от мальчика, изображающая бабушку, соответствует по своему виду и месту, занимаемому на картине по отношению к мальчику, настоящей матери, Катерине. Радостной улыбкой Святой Анны художник скрыл зависть, которую чувствовала несчастная, вынужденная уступить сына, как раньше уступила мужа, своей более знатной сопернице.
Итак, и другое произведение Леонардо подтверждает предположение, что улыбка монны Лизы Джоконды разбудила в Леонардо воспоминание о матери его первых детских лет. Мадонны и знатные дамы у итальянских художников с тех пор смиренно склоняли голову, странно и счастливо улыбались, как бедная крестьянская девушка Катерина, которая родила миру великого сына, предназначенного для искусства, науки и лишений.
Если Леонардо удалось передать в портрете монны Лизы двойной смысл ее улыбки (обещание безграничной нежности и зловещую угрозу, по словам Петера), то он и в этом остался верен своему раннему воспоминанию. Нежность матери стала для него роковой, определила его судьбу и горести, которые его ожидали. Страстность ласк, на которую указывает его фантазия о коршуне, вполне естественна; бедная покинутая женщина принуждена была всю былую нежность и страсть излить в материнской любви; этим она как бы возмещала ребенку ласку отсутствующего отца. Таким образом она, как это бывает с неудовлетворенными матерями, на место мужа поставила сына и слишком ранним развитием в нем эротического начала отняла у него часть его мужественности.
Любовь матери к младенцу нечто гораздо более глубокое чем ее более позднее чувство к подрастающему ребенку. Эта любовная связь вполне удовлетворяет не только все духовные желания, но и физические потребности, и если она является одной из форм достижимого на земле счастья, то это нисколько не связано с возможностью без угрызений совести удовлетворять давно вытесненные желания, называемые извращениями.
В самом счастливом браке отец ощущает, что ребёнок, особенно маленький сын, стал его удачливым соперником, и отсюда возникает подсознательная неприязнь к нему.
Когда Леонардо, уже будучи взрослым, вновь встретил эту блаженно-восторженную улыбку, которая некогда играла на губах ласкавшей его матери, он давно был под властью запрета, не позволявшего желать вновь таких нежностей от женских уст. Но теперь он был художником и потому постарался кистью воссоздать эту улыбку; он придавал ее всем своим картинам, написанным самолично или же учениками под его руководством, - „Леде", „Иоанну" и „Вакху". Две последние - вариации одного и того же типа. Муттер говорит: ,Леонардо превратил отшельника, питавшегося акридами, в Вакха или Аполлона, который с загадочной улыбкой, сложив одно на другое свои полноватые бедра, смотрит на нас обворожительно-чувственным взглядом". Картины эти дышат тайной, в глубину которой не осмеливаешься проникнуть;  можно, самое большее, попытаться восстановить их связь с прежними творениями Леонардо. В фигурах снова смесь мужского и женского, но уже не в смысле фантазии о коршуне. Это прекрасные юноши, женственно нежные, с женственными формами; они не опускают взоров, а смотрят со скрытым торжеством, словно бы знают что-то радостное, о чем нельзя говорить (знакомая обольстительная улыбка наводит на мысль, что это — любовная тайна). Очень может быть, что Леонардо в этих образах отрицает и искусственно подавляет свое ненормально развившееся чувство, изображая в столь блаженном слиянии мужского и женского начал  исполнившееся  желание  мальчика, прежде обманутого матерью.



Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

«Профиль античного воина»

News image

«Профиль античного воина», (1472 - 1475)Profile of a Warrior in Helmet, ...

1475 год

Смотрим ...

Статуэтка всадника, Леонардо

News image

Статуэтка всадника, Леонардо (1516-1519)Equestrian ...

1516 год

Смотрим ...

„Мадонна Бенуа"

News image

Мадонна с цветком, Мадонна Бенуа, Мадонна с ребенком, Madonna Benois - 1478 - 1480, 48х31,5 смМасло, перенесенное с доски на холстЭрмитаж, Санкт-Петербург, Россия   Осенью 1478 года он записывает в одной из своих записных книжек, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к ...

1478 год

Смотрим ...

Эскиз апостола и архитектурный набросок

News image

Эскиз апостола и архитектурный набросок, (1494-1498)Apostle's Head and Architectural ...

1495 год

Смотрим ...

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери"

News image

Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы по  силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован ...

1495 год

Смотрим ...

Голова пожилого мужчины и юноши

News image

Голова пожилого мужчины и юноши, эскиз (1495-1500)[Heads of an Old Man and a Youth, study]...

1495 год

Смотрим ...

„Тайная вечеря" в миланском монастыре S.

News image

„Тайная вечеря" -Леонардо да Винчи , была написана между 1495 и 1498 годами В 90-х же годах возникло и наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая „Тайная вечеря" в миланском монастыре S. Maria delle Grazie. Эта фреска, в настоящем своем виде представляющая руину, была написана между 1495 и 1498 годами. Причина ее ...

1495 год

Смотрим ...

Крещении - Battesimo di Cristo (1475)

News image

  От эпохи 70-х годов сохранилось несколько работ Леонардо, одна из них фигура переднего ангела в „Крещении" Верроккио в Уффици.   Леонардо выступает еще не вполне сложившимся мастером, только нащупывающим пути самостоятельного развития. В фигуре ангела он дает образцовый, несколько суховатый этюд драпировки и пытается оживить застывшее лицо;...

1475 год

Смотрим ...

Долина Арно

News image

Вид долины Арно, 1473г (Landscape Drawing for Santa Maria della Neve on 5th August ...

1473 год

Смотрим ...

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо