Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Индекс материала
„Воспоминание детства" часть 3.0
Часть 3.1
Часть 3.2
Все страницы
Леонардо вел дневник; мелким почерком, справа налево он заносил записи для себя одного. В этом дневнике он, как ни странно, обращается к себе во втором лице: „Узнай у маэстро Луки способ умножения корней... Пусть маэстро д'Аббако покажет тебе квадратуру круга". Или: „Я еду по делам садоводства в Милан... Вели сделать две дорожные сумки. Вели показать тебе токарный станок Бельтраффио и обработать на нем камень. Оставь книгу для маэстро Андреа Тедеско". Или намерение совсем иного рода: „Ты должен показать в твоем сочинении, что Земля есть звезда, как Луна или нечто в этом роде, и таким образом доказать благородное происхождение нашего мира".
В этом дневнике (впрочем, как и в дневниках простых смертных) самые значительные события часто только коротко упоминаются или совсем не фигурируют. Есть, однако, необычная подробность, которую отмечали все биографы Леонардо. Это записи о мелких расходах, педантически точные, сделанные словно бы не художником, а аккуратным обывателем, скупым хозяином. При этом в других случаях не ведется счет большим расходам, и вообще ничто не указьюает на то, чтобы Леонардо вникал в бытовые мелочи. Одна из таких заметок относится и новому плащу, купленному для ученика Андреа Салаино:
„Серебряная парча —    15 лир 4 сольди
красный бархат для отделки — 9 лир 4 сольди
шнуры —    0 лир 9 сольди
пуговки -    0 лир 12 сольди".
Следующая, также очень подробная запись содержит сведения обо всех расходах, в которые ввел его другой ученик из-за своей порочности и склонности к воровству: „21 апреля 1490 года начал я эту тетрадь, и начал опять коня (имеется в виду статуя всадника Франческо Сфорца). Джакобо поступил ко мне в день св. Магдалины 1490 года, десяти лет (отметка на полях: „вороват, лжив, упрям, хитер"). На другой день я велел для него отрезать ткани на две рубахи, штаны и камзол, и когда я отложил деньги, чтобы заплатить за эти вещи, он украл у меня деньги из кошелька, и никак невозможно было заставить его сознаться, хотя я был в этом совершенно уверен (отметка на полях: „четыре лиры...")"
В том же роде перечисляются другие проступки мальчишки и подводится итог: „В первый год: плащ, 2 лиры; 6 рубах, 4 лиры; 3 камзола, 6 лир; 4 пары чулок, 7 лир" и т. д.
Биографы Леонардо, которым не приходило в голову разгадать таинства душевной жизни их героя, используя свидетельства о его мелких недостатках и чудачествах, пытаются с помощью этих странных подсчетов показать снисходительность и заботливое отношение маэстро к своим ученикам. Они забывают, однако, что не поведение Леонардо требует разъяснения, но тот факт, что он вел эти записи. Невозможно заподозрить его в желании запечатлеть свою доброту. Поэтому следует предположить другой мотив, побуждавший его делать эти заметки. Какой именно? Трудная задача! Мы не были бы в состоянии построить гипотезу, если бы эти странные мелочные счета на платья учеников не разъяснились бы другим найденным в бумагах Леонардо счетом:
„Расходы на похороны Катерины — 27 флоринов
2 фунта воска—    18 флор.
катафалк —    12 флор.
за вынос тела и установку креста —  4 флор.
4 священникам и 4 служкам —        20 флор.
колокольный звон —    2 флор.
могильщикам—    16 флор.
за разрешение, властям —    1 флор.
Итого —    108 флор.
Прежние расходы:
доктору —    4 флор.
сахар и 12 свечей —    12 флор.
Итого —    16 флор.
Всего —    124 флор."
Лишь писатель Мережковский проливает свет на то, кем была эта Катерина. На основе двух других заметок он строит догадку, что мать Леонардо, бедная крестьянка из Винчи, приехала в 1493 году в Милан навестить своего 41-летнего сына, но заболела, была помещена Леонардо в больницу, затем похоронена им с такой пышностью.
Эта версия романиста-психолога, конечно, не доказательство, но она так внутренне правдоподобна, так соответствует всему, что мы уже знаем об эмоциональных проявлениях у Леонардо, что я не могу не согласиться с ней.
Леонардо умел подчинить свои страсти разуму, держать их в узде. Но были у него минуты, когда подавляемое стремилось вырваться наружу. Одним из таких моментов стала смерть когда-то горячо любимой матери. Счет затрат на погребение есть искаженное проявление горя по матери. Нормальной психике такая деформация несвойственна. Но при неврозах и особенно при так называемых навязчивых состояниях подобное встречается часто.  Сильные, но вытесненные в подсознание чувства находят выход в незаметных и даже нелепых поступках. Проявления этих вытесненных, ослабленных страстей выглядят незначительными; но навязчивость, с которой выполняются эти мелочные действия, выдает подлинную, коренящуюся в подсознании, силу чувства, стремящегося укрыться от сознания. Это может объяснить, почему Леонардо записывал расходы на погребение матери. Подсознательно он, как и в детстве, испытывал к ней чувство, имевшее эротическую окраску. Сопротивление этому детскому влечению не допускало, чтобы в дневнике ее память была почтена более достойно. Компромиссный выход из этого невротического конфликта проявился в виде короткой записи, ставшей загадкой для потомков.
Думается, не будет слишком большой смелостью с нашей стороны применить тот же подход и к счетам затрат на учеников Леонардо. Здесь также можно было бы прибегнуть к объяснению, что у Леонардо скудные остатки чувственного влечения навязчиво стремились выйти наружу в искаженной форме. Мать и ученики — повторение его собственной детской красоты — были его сексуальными объектами (насколько это допускалось властным сексуальным вытеснением), а навязчивая потребность педантично записывать расходы на них как-то маскировала этот остаточный конфликт. Отсюда следует, что Леонардо действительно принадлежит к гомосексуальному типу, психологическое развитие которого мы пытались показать, и гомосексуальная ситуация в его фантазии о коршуне становится нам понятна, ведь она подтверждает то, что мы уже сказали об этом типе. Леонардо как бы свидетельствует: эротическое отношение к матери сделало меня гомосексуальным.



Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Расстояние от солнца до земли и размеры

News image

Расстояние от солнца до земли и размеры луныDistance from the Sun to the Earth and the Size of the ...

неопределено

Смотрим ...

Мадонна Литта

News image

Мадонна ЛиттаMadonna Litta1478-1482Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия «Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной ...

1478 год

Смотрим ...

Лицо старика

News image

Лицо старика, уродливый профиль, 1487 - ...

1487 год

Смотрим ...

Объемная фигура с ромбическими и квадрат

News image

Объемная фигура с ромбическими и квадратными сторонами, ЛеонардоRhombicuboctahedron - РОМБИКВАДРАТРОННе напоминает ли игрушки - "кубик Рубик" ?...

1480 год

Смотрим ...

Эксцентриковое и круговое маховое колесо

News image

Эксцентриковое и круговое маховое колесоEccentric and Circular Flywheels, ...

неопределено

Смотрим ...

Эскиз женских рук

News image

 Эскиз женских рук. 1474г. 

1474 год

Смотрим ...

Duodecendron elevatus vacuus

News image

Duodecendron elevatus vacuus

неопределено

Смотрим ...

Archimedes's Steam Cannon

News image

Archimedes's Steam Cannon, study (3,5 мб)

неопределено

Смотрим ...

Лилия, набросок

News image

Лилия, набросок (1480-1485 гг)[Lily, study]

1480 год

Смотрим ...

Из мира познавательного