Леонардо да Винчи (1452 - 1519) БИОГРАФИЯ и ТВОРЧЕСТВО

«Эта книга станет справочником. Она сложилась из множества страниц, которые я в неё вписал, надеясь впоследствии привести все в порядок ... и поэтому, о Читатель, не проклинай меня за то, что интересующих меня предметов слишком много, ...» Leonardo


Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

„Воспоминание детства" часть 3.0 - „Воспоминание детства

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Индекс материала
„Воспоминание детства" часть 3.0
Часть 3.1
Часть 3.2
Все страницы
Леонардо вел дневник; мелким почерком, справа налево он заносил записи для себя одного. В этом дневнике он, как ни странно, обращается к себе во втором лице: „Узнай у маэстро Луки способ умножения корней... Пусть маэстро д'Аббако покажет тебе квадратуру круга". Или: „Я еду по делам садоводства в Милан... Вели сделать две дорожные сумки. Вели показать тебе токарный станок Бельтраффио и обработать на нем камень. Оставь книгу для маэстро Андреа Тедеско". Или намерение совсем иного рода: „Ты должен показать в твоем сочинении, что Земля есть звезда, как Луна или нечто в этом роде, и таким образом доказать благородное происхождение нашего мира".
В этом дневнике (впрочем, как и в дневниках простых смертных) самые значительные события часто только коротко упоминаются или совсем не фигурируют. Есть, однако, необычная подробность, которую отмечали все биографы Леонардо. Это записи о мелких расходах, педантически точные, сделанные словно бы не художником, а аккуратным обывателем, скупым хозяином. При этом в других случаях не ведется счет большим расходам, и вообще ничто не указьюает на то, чтобы Леонардо вникал в бытовые мелочи. Одна из таких заметок относится и новому плащу, купленному для ученика Андреа Салаино:
„Серебряная парча —    15 лир 4 сольди
красный бархат для отделки — 9 лир 4 сольди
шнуры —    0 лир 9 сольди
пуговки -    0 лир 12 сольди".
Следующая, также очень подробная запись содержит сведения обо всех расходах, в которые ввел его другой ученик из-за своей порочности и склонности к воровству: „21 апреля 1490 года начал я эту тетрадь, и начал опять коня (имеется в виду статуя всадника Франческо Сфорца). Джакобо поступил ко мне в день св. Магдалины 1490 года, десяти лет (отметка на полях: „вороват, лжив, упрям, хитер"). На другой день я велел для него отрезать ткани на две рубахи, штаны и камзол, и когда я отложил деньги, чтобы заплатить за эти вещи, он украл у меня деньги из кошелька, и никак невозможно было заставить его сознаться, хотя я был в этом совершенно уверен (отметка на полях: „четыре лиры...")"
В том же роде перечисляются другие проступки мальчишки и подводится итог: „В первый год: плащ, 2 лиры; 6 рубах, 4 лиры; 3 камзола, 6 лир; 4 пары чулок, 7 лир" и т. д.
Биографы Леонардо, которым не приходило в голову разгадать таинства душевной жизни их героя, используя свидетельства о его мелких недостатках и чудачествах, пытаются с помощью этих странных подсчетов показать снисходительность и заботливое отношение маэстро к своим ученикам. Они забывают, однако, что не поведение Леонардо требует разъяснения, но тот факт, что он вел эти записи. Невозможно заподозрить его в желании запечатлеть свою доброту. Поэтому следует предположить другой мотив, побуждавший его делать эти заметки. Какой именно? Трудная задача! Мы не были бы в состоянии построить гипотезу, если бы эти странные мелочные счета на платья учеников не разъяснились бы другим найденным в бумагах Леонардо счетом:
„Расходы на похороны Катерины — 27 флоринов
2 фунта воска—    18 флор.
катафалк —    12 флор.
за вынос тела и установку креста —  4 флор.
4 священникам и 4 служкам —        20 флор.
колокольный звон —    2 флор.
могильщикам—    16 флор.
за разрешение, властям —    1 флор.
Итого —    108 флор.
Прежние расходы:
доктору —    4 флор.
сахар и 12 свечей —    12 флор.
Итого —    16 флор.
Всего —    124 флор."
Лишь писатель Мережковский проливает свет на то, кем была эта Катерина. На основе двух других заметок он строит догадку, что мать Леонардо, бедная крестьянка из Винчи, приехала в 1493 году в Милан навестить своего 41-летнего сына, но заболела, была помещена Леонардо в больницу, затем похоронена им с такой пышностью.
Эта версия романиста-психолога, конечно, не доказательство, но она так внутренне правдоподобна, так соответствует всему, что мы уже знаем об эмоциональных проявлениях у Леонардо, что я не могу не согласиться с ней.
Леонардо умел подчинить свои страсти разуму, держать их в узде. Но были у него минуты, когда подавляемое стремилось вырваться наружу. Одним из таких моментов стала смерть когда-то горячо любимой матери. Счет затрат на погребение есть искаженное проявление горя по матери. Нормальной психике такая деформация несвойственна. Но при неврозах и особенно при так называемых навязчивых состояниях подобное встречается часто.  Сильные, но вытесненные в подсознание чувства находят выход в незаметных и даже нелепых поступках. Проявления этих вытесненных, ослабленных страстей выглядят незначительными; но навязчивость, с которой выполняются эти мелочные действия, выдает подлинную, коренящуюся в подсознании, силу чувства, стремящегося укрыться от сознания. Это может объяснить, почему Леонардо записывал расходы на погребение матери. Подсознательно он, как и в детстве, испытывал к ней чувство, имевшее эротическую окраску. Сопротивление этому детскому влечению не допускало, чтобы в дневнике ее память была почтена более достойно. Компромиссный выход из этого невротического конфликта проявился в виде короткой записи, ставшей загадкой для потомков.
Думается, не будет слишком большой смелостью с нашей стороны применить тот же подход и к счетам затрат на учеников Леонардо. Здесь также можно было бы прибегнуть к объяснению, что у Леонардо скудные остатки чувственного влечения навязчиво стремились выйти наружу в искаженной форме. Мать и ученики — повторение его собственной детской красоты — были его сексуальными объектами (насколько это допускалось властным сексуальным вытеснением), а навязчивая потребность педантично записывать расходы на них как-то маскировала этот остаточный конфликт. Отсюда следует, что Леонардо действительно принадлежит к гомосексуальному типу, психологическое развитие которого мы пытались показать, и гомосексуальная ситуация в его фантазии о коршуне становится нам понятна, ведь она подтверждает то, что мы уже сказали об этом типе. Леонардо как бы свидетельствует: эротическое отношение к матери сделало меня гомосексуальным.



Картины Леонардо да Винчи

  • 0
  • 1
  • 2
prev
next

Мона Лиза (Джиоконда - Джоконда)

News image

Леонардо да Винчи 1452-1519   Мона Лиза (1479) также известная как Джиоконда 1503-1506г, Деревянная панель - H 0.77 м.; W 0.53 м.  Лувр. Париж      Leonardo di ser Piero da Vinci, Leonardo da Vinci1452-1519The Mona Lisa (1479 - d. before 1550) also known as La Gioconda1503-1506Wood panelH 0.77 m; W ...

1503 год

Смотрим ...

Голова пожилого мужчины и юноши

News image

Голова пожилого мужчины и юноши, эскиз (1495-1500)[Heads of an Old Man and a Youth, study]...

1495 год

Смотрим ...

Archimedes's Steam Cannon

News image

Archimedes's Steam Cannon, study (3,5 мб)

неопределено

Смотрим ...

"Битва под Ангиари" - La Battaglia di An

News image

 La Battaglia di Anghiari (copy by a pupil after a lost fresco by Leonardo) (1503-1505)[Battle of Anghiari / Tavola Doria] Первой крупной художественной работой Леонардо была роспись для Sala del Consiglio Grande в Палаццо Веккио. В качестве сюжета Леонардо избрал битву при Ангиари, закончившуюся победой флорентинцев над ломбардскими войсками. ...

1503 год

Смотрим ...

Аллегория с волком и орлом

News image

Аллегория с волком и орлом, рисунок 1516 г.Allegory with Wolf and ...

1516 год

Смотрим ...

Эскиз апостола и архитектурный набросок

News image

Эскиз апостола и архитектурный набросок, (1494-1498)Apostle's Head and Architectural ...

1495 год

Смотрим ...

Поклонение волхвов - описание Лазарева

News image

 Adorazione dei Magi [Adoration of the Magi] «Поклонение волхвов»(1481-1482)В 1480 году он заключает с монахами монастыря San Donato a Scopeto договор на алтарный образ „Поклонения волхвов". Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась неоконченной. Она дошла до нас в виде коричневого подмалевка и хранится в настоящее время в Уффици ...

1481 год

Смотрим ...

Статуэтка всадника, Леонардо

News image

Статуэтка всадника, Леонардо (1516-1519)Equestrian ...

1516 год

Смотрим ...

Святой Иероним (San Gerolamo)

News image

Святой Иероним (San Gerolamo) 1480-1482, деревo,масло, 103x75cм, Рим (Pinacoteca Vaticana)"Этим же рационализмом веет от исполненного около 1481 года и, как всегда, оставшегося незаконченным „Св. Иеронима" (Ватиканская пинакотека), в котором Леонардо дает изображение не столько охваченного религиозным экстазом святого, сколько сложный анатомический этюд „к случаю", в котором главный интерес мастера сосредоточен ...

1480 год

Смотрим ...

Из мира познавательного

Проголосуй

Для развития сайта надо